6 главных навыков для понимания прочитанного.

Как добиться хороших результатов?

Чтение ради чтения – совершенно бессмысленное занятие. Читая, мы ставим главную цель – понять прочитанное. Кажется, что это элементарный процесс, но на самом деле - это многоступенчатая задача, которая бывает не по силам многим детям. Причин для слабого усвоения прочитанного материала может быть много. Некоторые из них корректируются только профессиональными образовательными терапевтами или педагогами.

Но каждый родитель уже на начальном этапе должен понимать, как дать правильную поддержку своим детям и попытаться разрешить ситуацию на стартовом уровне.

Если у вас не получается добиться результатов – не тяните время!  Чем раньше вы обратиться к специалистам, тем меньше проблем будет у вашего ребенка.

А пока предлагаем вашему вниманию шесть навыков, необходимых для понимания прочитанного и советы, как улучшить их.

1. Расшифровка

Расшифровка услышанного – важнейший шаг к пониманию процесса чтения. Дети применяют ее, чтобы озвучить услышанные слова, которые они не видели в написанном варианте. Декодирование опирается на более ранний навык владения языком. Он называется фонологическое осознание, которое дает возможность различать звуки в произносимых словах.

Декодирование также зависит от умения сопоставлять отдельные звуки буквам. Например, чтобы прочитать слово солнце, дети должны знать, что буква с издает звук / с /. Понимание связи между буквой (или группой букв) и звуками, которые они обычно издают, является важным шагом к «озвучиванию» слов.

Совет: фонологическое осознание впитывается, что называется, с молоком матери. Первые колыбельные и стихи, разговоры с младенцем, повтор звуков – это все естественный путь приобретения этого навыка. Но некоторые дети не делают этого, что приводит к ранним трудностям с чтением. Ребенок не может рифмовать слова, считать слоги, определять звуки в словах (даже первый звук).

2. Свободное чтение

Многие родители не могут понять: зачем в школе требуют отрабатывать такой навык как «скорость чтения». Казалось бы, читает ребенок и хорошо; какая разница, с какой скоростью он это делает… Но именно скорость чтения влияет на понимание прочитанного. Слова легко объединяются общим смыслом, а чем медленнее читает ребенок, тем быстрее забывает, с чего началось предложение. Чтобы бегло читать, дети должны уметь мгновенно узнавать даже те слова, которые они не могут произнести. Обдумывание слова – задержка в принятии текста.

Совет: развивайте ребенку зрительную память! А она приходит только через постоянную практику чтения. Выбирайте книги по возрасту, желательно без картинок, чтобы ребенок не отвлекался на их рассматривание.

Распознавание слов - важнейший этап чтения. Большинству людей достаточно увидеть слово от 4 до 14 раз, чтобы оно стало «зрительным», распознаваемым автоматически, с первого слога, но детям с дислексией может понадобиться и 40 раз, и больше.

Добивайтесь беглости чтения, оно станет шагом к быстрому и полному пониманию текста.

3. Словарный запас

Чтобы понимать, что же вы читаете, вам нужно понимать, ЧТО вы читаете – вот такая тавтология. Словарный запас – ключевой фактор понимания прочитанного. Очевидно, что лучшее, что может быть для его расширения – это постоянная речевая практика и чтение. 

Совет: словарный запас ребенка формируется с младенчества: читайте детям книги, разговаривайте с ними, старайтесь вести беседы на различные темы, чтобы максимально расширять и зону их кругозора, и языковой запас. Не бойтесь новых слов, играйте в словесные игры и шарады, разгадывайте кроссворды. Пусть ребенок читает вслух, просите его, чтобы он спрашивал у вас значение неизвестных ему слов и поощряйте их применения в речи. Подскажите ему, как легко по контексту можно понять незнакомое ему слово.

Если не получается самостоятельно расширить словарный запас – попросите помощи у педагогов школы или обратитесь к логопеду/речевому терапевту.

4. Понимание структуры предложения

Синтаксис – раздел грамматики, поясняющий правила построения предложений. Он важен не только для понимания навыков грамотного письма, но и для понимания прочитанного. Знания того, как части предложения объединяются в единое смысловое целое, помогают понять смысл, как целых текстов, так и его отрывков.

Совет: в данном случае должно действовать понимание синтаксических правил, которые методом прямых инструкций лучше всего донесет педагог. Он поможет объединять две или более мыслей в одно предложение.

5. Широкий кругозор

У детей чрезвычайно развито воображение, тогда как взрослые люди чаще опираются на базовые знания о мире. Читая, мы неосознанно связываем написанную историю с фактами из жизни. Поэтому очень важно, чтобы дети обладали широким кругозором, который поможет адекватно воспринимать прочитанное. Они должны уметь читать между строк и понимать аллегории и метафоры текста. Так, ребенку будет легче воспринимать информацию, если он обладает, например, некими историческими знаниями, которые помогут воспринять материал книги и сделать свои выводы.

Совет: кругозор ребенка формируют его родители. Читайте ему книги или предлагайте достойную литературу для самостоятельного прочтения, смотрите вместе фильмы, посещайте театры и музеи. Но главное – обязательно обсуждайте увиденное и прочитанное, просите ребенка смело озвучивать свои предположения и выводы. Помогите устанавливать взаимосвязь между теорией и практикой.

6. Память и внимание

Эти два навыка являются наиважнейшими для понимания прочитанного. Внимание позволяет воспринимать прочитанную информацию. Память – удерживает ее, позволяет накапливать и целенаправленно использовать. Учите ребенка не распыляться при чтении, не отвлекаться на второстепенные дела. Вырабатывайте у него усидчивость, иначе цепь «ребенок-книга» порвется. Объясняйте, что если какая-то часть текста не усвоилась – пусть вернется назад и перечитает отрывок заново. Самоконтроль является лучшим способом избежать хаоса в голове: не понял – остановись – вернись – перечитай – иди дальше.

Совет: чтобы улучшить память и концентрацию существует множество способов. Разработаны специальные игры и занятия, направленные на тренировку памяти. Мотивируйте ребенка читать не спеша, при необходимости проговаривая вслух моменты, которые он недопонял. Чтение вслух неясных предложений помогает уловить их смысл.

Не устаем повторять: все дети разные, и если ваш ребенок нуждается в вашей поддержке или помощи специалистов, это не означает, что он глуп. Это говорит лишь о том, что он – индивидуальность, у которой свой жизненный темп, в том числе касаемый и техники понимания чтения. Он не глуп. Он – другой.

Еще по теме:

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.