Карточки PECS – визуализация рутинных процессов у ребенка с РАС

Как повысить эффективность визуального расписания

Если расписание не выполняет своей роли, онолишено смысла. Как же сделать его максимально эффективным?

НАЧНИТЕ С МАЛОГО

Форма «Сначала-Потом» — самый простой вариант визуального расписания

Ее можно внедрять даже детям младшего возраста, чтобы наглядно показывать последовательность деятельности и поощрения. Под словом «Потом» закреплено приятное занятие, а под словом «Сначала» — нужное, которое часто не нравится ребёнку само по себе.

При этом начинать освоение можно с двух приятных занятий, чтобы дать ребёнку ключевое понимание – последовательность действий во времени и причинно-следственную связь выполненной работы с поощрением. Вот несколько примеров, как выглядят такие пособия:

Следующим этапом может стать визуальное расписание на более продолжительный период, в котором следует чередовать приятные занятия или предметы и малоинтересные задачи.

Посмотрите видео, в котором представлена работа с визуальным расписанием для периода самостоятельной игры – картинки с видами игрушек, с которыми должен поиграть ребёнок без вмешательства взрослого. Располагать их можно по отдельности на листах большой папки, перемежая фотографией поощрения.

Это фундаментальный приём из АВА-терапии, которая нацелена на обретение ребёнком максимальной самостоятельности. В видео ниже мальчик 3-х лет осуществляет игру по таким подсказкам. Обратите внимание, мама почти не использует речь и находится на расстоянии (!) Небольшое побуждение – исключительно физическое. Малыш выполняет занятие практически самостоятельно:

Для обучения комплексным навыкам, для внедрения режимных процедур и для подготовки к новым событиям добавляйте мини-расписания только по ним:

  • (!) Помните, что большое количество небольших расписаний на все случаи жизни лучше одного гигантского и запутанного.

Например, если ваш ребенок постоянно испытывает трудности с какой-то режимной рутиной, подготовьте для него последовательность картинок, которые отражают отдельные шаги на пути к поставленной цели. Вечером мы смотрим телевизор, раздеваемся, затем моемся в душе, затем надеваем пижаму, затем читаем книжку, затем ложимся спать:

 Как повысить эффективность визуального расписания

 

Как повысить эффективность визуального расписания

Как повысить эффективность визуального расписания

Сам процесс происходит просто:

  • ребенок подходит к расписанию
  • смотрит, что на первой карточке
  • снимает ее, кладет в коробку
  • и идет выполнять задание.
Читайте также  Структурированная игра для развития простых навыков у ребёнка с РАС

Аналогично в линию делается расписание для предполагаемого нового события, например, для прогулки на выходных. Сначала едем в парк, там катаемся на велосипеде, после едем в кино, в завершении пешком прогуливаемся до кафе, там ужинаем, возвращаемся на стоянку и едем домой.

С детьми постарше стоит использовать и расписание на целый день, в котором будут отражены его основные события.

ВОВЛЕКАЕМ РЕБЕНКА В ПЛАНИРОВАНИЕ

Это очень индивидуальный момент, который полностью зависит от возраста и способностей вашего малыша. Тем не менее, чем глубже он будет вовлечен в составление расписаний для самого себя, тем лучше он будет воспринимать идею следования этому плану. Участие  ребенка служит основой для его мотивации.

Не стоит забывать об оформлении: можно специально использовать яркие цвета и броский дизайн. Станьте художником сами или используйте чей-то удачный пример.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ РАСПИСАНИЕ КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Поначалу вам придется сложно, но очень важно сохранять настойчивость, не делать пауз в использовании  расписания и внедрять его во все процессы, происходящие в течение дня.

  • Расписание должно всегда располагаться на видном месте и быть доступным везде. Используйте расписание, чтобы возвращать ребенка к запланированному занятию, которое он пропустил или прервал.
  • Поощряйте ребенка к использованию расписания, ссылаясь на него во время общения. Обязательно упоминайте расписание, когда вы говорите о том, что произошло, происходит или будет происходить с ребенком.

(!) Не забывайте, что выбор слов должен соответствовать уровню вашего ребёнка:

  • Упрощайте и повторяйте одинаково все те фразы, которые поясняют действия и необходимость следования расписанию. Показывайте поэтапно, что вы ждете от ребёнка, когда изучаете комплексный навык, состоящий из последовательности простых действий. А если это не работает, используйте метод «рука в руке». Помните, что зачастую уходя от слов к физической подсказке, вы становитесь на уровень своего ребёнка и проявляете уважение к его особенностям, что приведёт его к лучшим результатам в итоге.
Читайте также  Визуальное расписание:что это, для кого оно и зачем

ДЕЛАЙТЕ ПЕРЕСМОТРЫ И ВНОСИТЕ ИЗМЕНЕНИЯ

То, что расписание работает сегодня, не означает, что оно сохранит свою актуальность и в будущем.

Ваша цель – возрастающая автономность и независимость ребенка, поэтому изменения – это неизбежная (и даже желательная!) часть процесса. Отслеживайте, как ваш ребенок использует расписание:

  • Если по прошествии нескольких недель ему уже не требуются эти подсказки, чтобы достичь какого-то результата, то мы можем вас поздравить! Пришло время переходить к новой процедуре.
  • Если же никакого прогресса в части независимости не наблюдается, попробуйте изменить формат расписания или сократить количество составляющих его шагов.
  • Помните, что могут быть и другие факторы, которые мешают учебе, например, болезнь или проблемы в школе. Возможно, стоит сделать паузу и использовать это же расписание в другое время.
  • Обновляйте расписания и старайтесь учесть все, что происходит с ребенком. Это особенно важно, если его распорядок дня часто меняется.

ДОЛГОСРОЧНЫЕ ВЫГОДЫ

Визуальное расписание полезно для ребенка с РАС как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах. Успешное решение каждой малой задачи приближает вас к овладению важным жизненным навыком – умению самостоятельно следовать расписанию и плану. Это поможет ребенку решать разнообразные  задачи самообслуживания, перейти к самостоятельной игре без руководства взрослого, лучше успевать на уроках в школе, делать домашнее задание, а в будущем поспособствует успешному трудоустройству.

В завершении посмотрите ВИДЕО, которое даёт фундаментальное представление о визуальном расписании.

ИСТОЧНИК

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий