Что такое дислексия? Понимание расстройства.

Автор:Tamara

Что такое дислексия? Понимание расстройства.

Дислексия - это термин, обозначающий специфическую неспособность к  чтению. Детям с дислексией трудно читать точно и бегло. Они также могут испытывать трудности с пониманием прочитанного, правописанием и начертанием букв и других графических символов.

Люди иногда считают, что дислексия - это проблема зрения. Они думают, раз ребенок переворачивает буквы или пишущих их вверх тормашками - у него проблема с глазами. Но дислексия не является проблемой со зрением или видением букв в неправильном направлении.

Вкратце: что такое дислексия?

Дислексия - это пожизненное состояние, из-за которого людям трудно научиться читать. Это самая распространенная трудность в обучении, хотя не ясно, какой процент людей имеет ее. Некоторые эксперты считают, что это число колеблется от 5% до 10%. Другие говорят, что до 17% людей имеют признаки трудностей с чтением. Причиной этого широкого различия является то, что эксперты могут понимать дислексию по-разному.

В основном дислексия - это проблема точности и беглости при чтении. Дети с дислексией с трудом отвечают на вопросы о том, что они прочитали. Но когда им читают вслух, они не испытывают проблем с пониманием.

Тем не менее, дислексия может создать проблемы с другими навыками. Они могут включать в себя:

  • понимание прочитанного
  • проблемы с орфографией
  • начертание/письмо/почерк
  • математические навыки

Иногда можно встретить мнение, что дислексия - это проблема со зрением, потому что дети переворачивают буквы или пишут вверх ногами.  Но дислексия - это не оптическая проблема и не просто "видение букв в неправильном направлении".

Дислексия часто сопровождается дисграфией. 

Важно знать, что, хотя дислексия влияет на обучение, она не имеет ничего общего с интеллектом. Дети с таким состоянием так же умны, как и их сверстники. Многие люди с дислексией имеют успешную карьеру, в их числе длинный список актеров, предпринимателей и выдающихся политиков.

Если у вашего ребенка дислексия, это состояние не исчезнет. Но есть поддержка, методы обучения и стратегии, которые помогут вам преодолеть препятствия.

ДИСЛЕКСИЯ, СИМПТОМЫ И ПРИЗНАКИ

Дислексия влияет на людей в различной степени, поэтому симптомы могут отличаться у разных детей. Как правило, симптомы проявляются как проблемы с точностью и беглостью чтения. Но у некоторых детей дислексия также может влиять на понимание прочитанного, начертание(почерк), математические навыки.

Одним из ярких признаков дислексии у детей является проблема расшифровки слов. Это способность сопоставлять буквы со звуками, а затем использовать это умение для точного и свободного чтения слов.

Одна из причин, по которой детям трудно декодировать, заключается в том, что у них сложности с более базовым языковым навыком, который называется фонематическим восприятием. Это способность распознавать отдельные звуки в словах. Проблемы с этим навыком могут проявиться уже в дошкольном возрасте. 

У некоторых детей дислексия не проявляется до тех пор, пока у них не возникнут проблемы с более сложными навыками. Они могут включать грамматику, понимание прочитанного, беглость чтения, понимание структуры предложений и детальное написание неизвестных слов.

Часто родители обращают внимание, что их дети избегают чтения, как вслух, так и про себя. Это тоже - маркер дислексии. Они  могут испытывать беспокойство или раздражение при чтении. Это происходит даже после того, как они освоили основные принципы чтения.

Признаки дислексии могут выглядеть по-разному в разном возрасте.

Дошкольники

  • Есть проблемы с распознаванием рифмы
  • Сложности с выделением первого звука в слове
  • Трудно дается изучение новых слов
  • Есть проблемы с распознаванием букв и сопоставлением их со звуками

Начальная школа

  • Ребенок испытывает затруднения при определении среднего звука в слове или смешивает несколько звуков, при составлении слова
  • Часто не может распознать обычные слова
  • Быстро забывает, как пишутся многие слова, которые он в данный момент изучает
  • Сталкивается с проблемами в математике из-за путаницы слов, и, особенно, терминов (больше-меньше, самый большой-самый маленький)

Средняя школа

  • Школьник делает много орфографических ошибок
  • Ему часто приходится перечитывать предложения и целые абзацы
  • Читает на более низком академическом уровне, чем сверстники

Старшая школа

  • При чтении вслух часто пропускает короткие слова
  • Не читает на ожидаемом уровне для их возраста
  • В тестах и анкетах старшеклассники настоятельно предпочитают вопросы с несколькими вариантами ответов, вместо  коротких ответов или заполнения пустых ячеек

Дислексия влияет не только на обучение. Это также может повлиять на повседневные навыки и занятия. К ним относятся социальное взаимодействие, управление памятью и стрессом.


Другие трудности, которые могут сосуществовать с дислексией

Многие дети испытывают более одного затруднения в обучении. Есть несколько состояний, которые могут возникнуть одновременно с дислексией. Есть также состояния, которые имеют симптомы, которые могут напоминать симптомы дислексии. Вот почему тесты на дислексию должны быть частью комплексной оценки, которая исследует все области обучения.

Вот некоторые трудности, которые могут сосуществовать с дислексией или которые можно спутать с ней:

  • СДВГ может мешать оставаться сосредоточенным во время чтения и других занятий. Приблизительно 40% учащихся с СДВГ также имеют дислексию. Но дети с дислексией могут быть беспокойными или плохо себя вести в классе из-за того, что они разочарованы своим чтением, а не СДВГ.
  • Трудности исполнительной функции могут повлиять на различные навыки и области обучения. В исполнительные функции включают способность к организации, гибкое мышление и рабочую память.
  • Низкая скорость обработки может повлиять на чтение, а также на многие другие области обучения. Дети медленнее собирают, обрабатывают и реагируют на информацию. Это может затруднить овладение базовыми навыками чтения и понимания смысла прочитанного.
  • Нарушение слуховой обработки, влияет на способность ребенка организовывать звуки, которые он слышит, и, как следствие, может затруднить чтение. У детей с нарушениями слуховой обработки часто возникают проблемы с распознаванием различий между звуками  и произношением новых слов.
  • Трудности визуальной обработки затрудняют обработку того, что видят глаза. Дети с трудностями в визуальной обработке могут жаловаться на ухудшение зрения или на буквы «прыгающие по всей странице». Они могут попытаться компенсировать это, щурясь или закрывая глаза. Они часто переворачивают буквы, когда пишут, и им трудно оставаться сосредоточенными. 
  • Дисграфия может повлиять на способность ребенка отслеживать и произносить буквы и цифры. Это также может затруднить выражение идей в письменном виде. Многие дети с дисграфией также имеют дислексию.
  • Дискалькулия затрудняет изучение математики. У многих детей есть серьезные проблемы как с чтением, так и с математикой, и они могут иметь дискалькулию вдополнение к дислексии. Проблемы с обучением будут связаны с обоими нарушениями.

Возможные причины дислексии

Исследователи пока не определили достоверно, что именно вызывает дислексию. Считается, что роль играют различия в генах и мозге.  Вот некоторые из возможных причин дислексии:

  • Гены и наследственность. Дислексия часто встречается у членов одной семьи . Около 40% братьев и сестер мальчиков с дислексией имеют такие же трудности с чтением. 49% родителей мальчиков с дислексией также имеют их. Ученые также обнаружили группу генов, связанных с трудностями чтения и языковой обработкой.
  • Анатомия и активность мозга: В исследованиях визуализации мозга показали различие между людьми с и без дислексии. Эти различия возникают в областях мозга, связанных с важными навыками чтения. Эти навыки позволяют понять, как звуки представлены в словах, и понять, как выглядят написанные слова.
  • Однако мозг может измениться (это понятие известно как «нейропластичность»). Исследования показывают, что активность мозга у людей с дислексией меняется после адекватного обучения. 

Как диагностируется дислексия

Единственный способ убедиться, что у вашего ребенка дислексия, - пройти полное обследование. Обратитесь к школьному учителю и психологу за комментариями по поводу оценки чтения и других академических навыков. И вы можете запросить информацию от учителей вашего ребенка о том, что они наблюдают в классе. Оценки в школе бесплатны. Наличие диагноза позволяет вашему ребенку получать поддержку и услуги в школе. Это включает в себя специфические инструкции по чтению. 

Однако одной школьной оценки трудностей обычно бывает мало для диагностики дислексии и других проблем обучения. 

Прежде чем принимать решение о проведении полного обследования, важно исключить любые медицинские проблемы, которые могут быть причиной расстройств обучения. Врач может определить, есть ли у ребенка проблемы со зрением или слухом.

Специалист, профессионально проводящий диагностику дислексии и других расстройств обучения, проведет серию тестов на дислексию. Также будет проведена оценка сопустствующих трудностей, чтобы точно определить, где слабые и сильные стороны ребенка. 

СДВГ часто сосуществует с дислексией. У некоторых детей с проблемами в обучении и внимании также может возникнуть тревога или депрессия.

Специалист может задать вам вопросы о вашей семейной истории. Вам также будет предложено заполнить анкеты о навыках и ограничениях вашего ребенка. 

Специалист по диагностике проблем обучения рассмотрит все результаты вместе, прежде чем поставить диагноз. Также вам порекомендуют способы помочь вашему ребенку. 

Дети с дислексией относятся к категории детей с особыми образовательными потребностями. При наличии диагноза ребенок имеет право на дополнительные условия обучения.


Какие профессионалы могут помочь с дислексией

  • Детские нейропсихологи
  • Специалисты по сенсорной интеграции - помогут справиться с нарушением обработки сенсорной информации (НОСИ) 
  • Учителя специального образования - коррекционные педагоги, логопеды 
  • Существуют специальные методы обучения, которые помогут детям с дислексией. Например, Метод Дейвиса - интегрированный интенсивный курс коррекции дислексии и других расстройств обучения. 

Как вы можете помочь своему ребенку с дислексией

Вы - главная опора вашего ребенка. От сотрудничества со школой до отработки навыков чтения дома - вы можете помочь, предоставив ваему ребенку инструменты и мотивацию для прогресса в жизни и в школе.


Ключевые моменты

  • Дислексия - это пожизненное состояние мозга, которое затрудняет чтение.
  • Признаки дислексии могут выглядеть по-разному в зависимости от возраста.
  • Есть много инструментов и стратегий, которые могут помочь вашему ребенку с

Информационный бюллетень по дислексии скачать 

 

Использованы материалы отсюда. 

Редактирование и перевод - Тамара Хабарова. 

Мне будет приятно, если при копировании вы будете указывать адрес моего сайта и автора перевода. 

Я стараюсь для вас! Шерьте для всеобщей пользы! 

Об авторе

Tamara administrator

Основатель и руководитель центров помощи детям и взрослым, имеющими проблемы обучения и развития Primavera Group. Филолог (диплом государственного образца), логопед (диплом государственного образца), образовательный терапевт, специалист по альтернативной коммуникации PECS (1-2ст, курс Энди Бонди, Израиль), поведенческий аналитик 1-2курс Юлии Эрц, Израиль). В специальной педагогике - более 30 лет. За профессиональную деятельность, личные заслуги вклад в социально-экономическое развитие Украины награждена Орденом "Лидер Украины-2018"

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.