ИНФОРМАЦИЯ

В ПРИМАВЕРЕ – новый лицензированный специалист PECS!

35337212001_01f4fdad09_k


С 3 по 8 июня 2017 года в Тель-Авиве (Израиль) проходили два уровня обучающих семинаров Энди Бонди и Лори Фрост по использованию методики альтернативной коммуникации PECS для неговорящих детей.

Обучение включало теоретический и практический блоки. Были детально рассмотрены примеры самых распространенных ошибок при вводе и практическом применении PECS, а также дифференциальные отличия PECS от других систем альтернативной коммуникации, которые тоже именуют PECS но это другие методики, к PECS отношения не имеющие.

Система альтернативной коммуникации PECS,  ставшая такой популярной и часто применяемой в работе с детьми с аутизмом и другими коммуникативными проблемами, разработана и подробно описана  американскими специалистами Энди Бонди и его женой Лори Фрост.

Для меня это очень важный пункт. PECS — это один из методов с подтвержденной эффективностью, которые вошли в отчет Национального центра профессионального развития по рекомендуемым методам помощи при аутизме.

 


Слушать семинары из первоисточника - огромная удача и удовольствие. Таким образом, слушатели защищены от сторонних интерпретаций и имеют возможность узнать все тонкости и нюансы применения методики на практике.

34625967564_f155ba7c7c_kБОЛЬШЕ ФОТО ЗДЕСЬ

Особо радует, что переводила все семинары Юлия Эрц, благодаря чему подача материала была особенно удобной и понятной для усвоения. Радует вдвойне, что стоимость всех семинаров, даже с переводом,  была почти вдвое ниже, чем у их последователей в русскоговорящем пространстве.

Основные преимущества использования системы РЕСS:

  1. РЕСS - это программа, которая позволяет быстро приобрести базисные функциональные навыки коммуникации.
  2. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и спонтанно произносить слова, чем с помощью обучения наименований предметов, вокальной имитации, или усиления взгляда.
  3. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным и, таким образом, становится возможным обобщение приобретенных вербальных навыков. (Источник)

 

Чи готова ваша дитина до школи?  Погляд дитячого нейропсихолога

IMG_9184Більшість не відповість.  Вірніше відповість, але однобоко, обмежено.  Тому що відповідь на це запитання безпосередньо залежить від того, кому це запитання адресовано - батькам, вчителю, психологу.

Учитель, психолог, та й батьки, швидше за все, погодяться з тим, що якщо дитина:

  • може назвати себе, своїх батьків, бабусю і дідуся;
  • знає свою адресу;
  • пори року, місяці, дні тижня і т.д.
  • вміє читати по складах простий текст, зможе повторити просту фразу;
  • рахує в межах 10;
  • узагальнює і виключає предмети за однією ознакою;
  • знаходить подібність і відмінність між предметами;
  • складе розповідь за картинками;
  • знає основні геометричні фігури і бачить їх поєднання;
  • розповідає вірш. Відповідає на прості питання;
  • знає 8-10 кольорів. Вміє штрихувати, може намалювати людину.

то у звичайну загальну школу він вступить і буде в ній навчатися.

До речі, на різних курсах підготовки до школи, та й в дитячих садочках, приблизно за такими критеріями підготовку дітей до школи і проводять.  І ось дитина відповідно до цих критеріїв, йде до школи.  Що буде з нею далі?  Все добре?  Сумніваюся.

Загляньте в перші, а краще в другі, треті, четверті класи загальноосвітніх шкіл, і ви зрозумієте чому.  Запитайте себе, чому з кожним роком при збільшенні курсів підготовки до школи зростає кількість корекційних класів, дітей, які не бажають ходити в школу, вчителів, які не можуть навчати сьогоднішніх дітей.  Значить, щось робиться не так.  Або діти стали якимись іншими.  Вірно і те, і інше.

Діти XXI століття.  Факти

За даними інституту материнства і дитинства 84% дітей народжуються з родовою травмою.  У них констатують дефіцітарний стан найбільш рано дозріваючих (стовбурових) структур мозку.  Це означає, що всі етапи їх розвитку, починаючи з внутрішньоутробного спотворюються.  Усі шкідливості, які плід пережив внутрішньоутробно, які йому привнесли мама з татом по обидва боки генетично, його власні інфекції, будь-яке захворювання першого року життя і т.д., - всі шкідливості скупчилися на його мозкових структурах.  Однак важливим є те обставина, що розвиток нинішнього дитини проходить зовсім інші етапи, ніж 15 років тому.

Сьогоднішнє психічне і соматичне здоров'я дітей викликає не просто інтерес професіоналів, воно шокує.

Маємо парадокс: в медичній карті стан дитини оцінюється як відповідне нормативному, а дитина не може навчатися, конфліктує з оточуючими, виявляє схильність до відхилень у поведінці.  Фахівці констатують, що у нинішніх дітей спостерігається зниження імунітету, епі-готовність, гіперактивність, підвищена агресивність, дефіцит уваги, волі, труднощі визначення мети й контролю за протіканням власної діяльності.  Зросла кількість ліворуких дітей.  Фасад цих проблем з віком змінюється.  Спочатку дитина переплутала день з ніччю, потім виник енурез, далі в 10 років - страх відповіді біля дошки, в 15 років сексуальні проблеми і польова поведінка.  Тому потрібно оцінювати здоров'я і психічний статус дітей по-новому.  Змінився світ, і змінилися адаптивні механізми людини.  Особливо це помітно на дітях.

Наслідки ядерних випробувань, поява нових засобів зв'язку інформаційних технологій, застосування штучних замінників їжі, зміна електромагнітного поля Землі і зміна екологічних факторів, привели до запуску інших ритмів, нової біохімічної, гормональної, вегетативної організації.  Діти, народжені за допомогою «кесаревого розтину», народжені у воді, зі стимуляцією пологів, будуть відрізнятися від дітей, що пройшли родовий канал природним шляхом (що потрапили зі стану невагомості в стан гравітації).  Раніше бабусі читали онукам казки, а тепер онуки сидять за комп'ютерами.  Раніше лазили по деревах, грали в «вишибали», стрибали через мотузочки, а тепер навіть не вміють зав'язувати шнурки.  Це дві різні людини, кожна з яких говорить своєю мовою тіла і на своїй мові мозку».

На якому "говорить" ваша дитина? 

Перевірте!

Якщо він:

- мало повзав, або не плазував зовсім;

- мав родову травму або - у мами були будь-які проблеми під час вагітності;

- народився за допомогою кесаревого розтину;

- мав травми голови, загальний наркоз;

- часто хворів на простудні захворювання.

А зараз:

- має проблеми з пам'яттю;

- часто скаржиться на головний біль;

- має порушення постави;

- повільний або надмірно активний;

- погано засвоює навчальний матеріал;

- не відразу вас розуміє, відгукується не відразу;

- рухає ногами, язиком, коли пише або малює

- пропускає, заміняє букви, пише їх дзеркально

- не може описати картинку, скопіювати малюнок;

- займається в основному тільки тим, що йому цікаво;

- має проблеми в поведінці, в стосунках із однолітками і ін.

А в його анамнезі є:

- тіки;

- астматичний бронхіт;

- різні порушення постави;

- астматичний бронхіт;

- порушення сну;

- енурез;

- головні болі;

- синдром гіперактивності;

- пренатальні ураження ЦНС;

- вегето-судинна дистонія: - часті захворювання, знижений імунітет;

то з великою часткою ймовірності можна говорити, що він типовий представник нового покоління, до якого не можна підходити зі старими мірками.  Не можна керуватися ними, в тому числі, і при підготовці дитини до навчання в школі.

А чим тоді керуватися?

До 80%, сьогоднішніх дітей мають порушення в розвитку мозку, які найчастіше пов'язані з мінімальними мозковими дисфункціями (ММД), незрілістю структур мозку.

Що це таке мінімальна мозкова дисфункція? 

Образно і зрозуміло відповіла на це питання, дитячий нейропсихолог з Санкт - Петербурга С.О Кузнеченкова: «ММД можна уявити «у вигляді дрімаючого вулкана, який в будь-який момент може прокинутися.  І найнебезпечніше, що цей вулкан не тільки може, а й прямо-таки рветься прокинутися від сну.  Для того щоб утримати це стихійне лихо в сплячому стані, потрібно багато сил.  Ось і виходить, що при таких порушеннях мозок левову частку енергії витрачає на «боротьбу з вулканом», а на інші справи у нього залишається дуже мало ресурсів ».

І можна скільки завгодно вчити дитину читати, рахувати, писати, але при цьому він ніколи не буде по-справжньому готовий, ні до навчання у школі, ні до життя.

Перш ніж будувати будинок, треба зробити хороший фундамент.  Таким фундаментом розвитку для дитини є його нервова система, його мозок.  Саме вони визначають зараз і будуть визначати в майбутньому все його життя - здатності, відносини з іншими і самим собою, кар'єру, інтелект і найголовніше - його здоров'я.

На жаль, мінімальні мозкові дисфункції, незважаючи на свою назву, можуть доставити багато неприємностей.  Так клінічні дослідження показали, що страждають таким порушенням, як синдром дефіциту уваги, набагато частіше, ніж звичайні люди, кидають школу (32-40%), мають менше друзів або зовсім їх не мають (50-70%), погано справляються з  роботою (70-80%), втягуються в антисоціальну діяльність (40-50%), більше курять, схильні до алкогольної залежності.  Більш того, діти, що зростають з СДУГ, з найбільшою ймовірністю вагітніють в підлітковому віці (40%), заражаються венеричними захворюваннями (16%), частіше перевищують швидкість і потрапляють в численні аварії, страждають на депресію (20-30%) і розладами особистості  (18- * 5%) в дорослому віці.

Мінімальні мозкові дисфункції можуть призводити до сотень інших порушень, піддаючи життя людини різним небезпекам у вигляді психосоматичних хвороб, неадекватної поведінки, залежностей.  Чи не дозволяють йому розпоряджаються своїм життям.  Чи є рішення у цієї проблеми?  Так є.  Завдяки досягненням сучасної нейропсихології.

«Нейропсихологія - це наука про мозкові організації психічних процесів.  Вона вивчає, що відбувається в головному мозку, коли ми говоримо, думаємо, відчуваємо, діємо, поводимося тим чи іншим чином.  Нейропсихологія допомагає зрозуміти і піддати аналізу глибинні механізми індивідуальних особливостей людини, обдарованості або відставанні в розвитку, особливого або спотвореного сприйняття навколишнього світу, проблем в світогляді і поведінці». 

Сучасна нейропсихологическая діагностика і корекція дозволили розробити адекватний підхід до вирішення багатьох проблем.  У їх числі і проблема підготовки сучасного дитини до успішного навчання школі.  Що потрібно для її вирішення?  Незалежна нейропсихологическая діагностика готовності дитини до школи або при «складному» анамнезі - повне нейропсихологічне обстеження дитини.  Оптимальний варіант за рік, два до школи.  Сьогодні це вже загальноприйнята у всьому світі практика.  Дитячий нейропсихолог на відміну від дитячого невролога, психіатра чи психолога не тільки визначить наявність (відсутність) у дитини порушень в розвитку мозку, а й визначить, в якому відділі мозку вони знаходяться.  Розповість, до яких наслідків в житті дитини вони можуть привести.  І головне - детально відповість на питання, що потрібно зробити, щоб цього не сталося.  Але це ще не все.  Нейропсихологічне обстеження дозволить батькам зрозуміти особливості розвитку дитини і його нервової системи, побачити його актуальні і потенційні можливості.  Дізнатися, в якому напрямку краще розвивати свою дитину.  В якій школі, за якою програмою, і у якого вчителя йому буде вчитися комфортно.

Г.Ю.  Андрєєв, дітки нейропсихолог

Советы логопеда: разговаривайте с ребенком!

IMG_6963_1Отчетливо произносить звуки речи – невероятно сложная задача. Ведь нужно все время чувствовать язык, следить за его движениями, фиксировать положение артикуляционных органов, уметь правильно переключаться  с одного звука на другой, и при этом еще и контролировать смысл произнесенного. Звучит все сложно и даже, с первого взгляда, не выполнимо, но на самом деле так развивается речь каждого. Поэтому заниматься с ребенком нужно с раннего возраста для предотвращения возникновения проблем в общении. С самого рождения разговаривайте с ребенком, сообщайте ему обо всем, что происходит вокруг, не используйте длинных и сложных слов, все должно быть просто и понятно. Даже если ребенок, на ваш взгляд, еще слишком мал для восприятия информации, ничего страшного. Главное, чтобы он воспринимал сам процесс речи и понимал, что общаться это хорошо.

Применяйте в своей речи звукоподражания, которые ребенок лучше улавливает и усваивает среди больших и пока еще не знакомых слов. Если мы рассказываем о птицах, то не забываем упомянуть, что дятел говорит– тук-тук, сова – угу, ворона – кар и так далее. Если речь идет о корове, то здесь возникает звук му, свинья – хрю, коза - ме и др.

! При звукоподражаниях ребенок должен видеть ваши губы, это будет стимулировать его повторять движения за вами.

Со временем научите его управлять язычком: дуть в трубочку (дудочку, свисток и т.д.), показывать рыбку (беззвучно соединять губы), все это - прекрасное развлечение для 8-9-месячного ребенка.

С 3 лет ребенок уже способен выполнять специальные упражнения – артикуляционною гимнастику. Это даст возможность развить движения речевых органов и стимулировать общую речевую активность ребенка. При ее выполнении лучше всего сидеть перед зеркалом, но можно и во время прогулки, обеда, да и вообще где угодно. Это не сложно и не займет много времени.

Вот некоторые примеры

  • Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно)
  • Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
  • Облизать губки по кругу, стараться дотянуться до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
  • Облизать тарелочку, как это делает киска.
  • Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
  • Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, "сделать хобот"; "набирать им водичку", слегка причмокивая.
  • Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-"орешки".
  • Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
  • Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы. Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
  • Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
  • Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубкам).
  • Поиграть в паровозик: погудите, "у-у", губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
  • Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук "ы-ы-ы".
  • Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.

Все это осуществляется в виде игры, и только вы контролируете размеры вашей фантазии. Запомните, все должно быть весело, непринужденно и тогда принесет наибольшую пользу.

 

Советы логопеда

IMG_7392Дорогие мамы! Каждую из вас волнуют вопросы, связанные с вашим ребенком. Вы постоянно интересуетесь развитием детей, периодами появления первых реакций на окружающий мир, физическими и интеллектуальными способностями ребенка. Поэтому с самого раннего возраста пытаетесь включить его во все возможные развивалки, ранние коррекционные программы и даже ищете зарубежные  педагогические методики для позитивного развития. К вам на помощь приходят специалисты, которых на сегодня очень много, это и дефектолог, и логопед, и коррекционный педагог, и психолог, да и это еще не весь перечень. Но самое важное, это не просто посещать все возможные занятия, а ориентироваться в потребностях ребенка, что соответствуют его возрасту. Ведь нужно знать, в чем именно нуждается ваш ребенок иначе своей чрезмерной помощью ему можно и нечаянно навредить.

Если говорить о речевом развитии детей, то оно начинается сразу после рождения: так на второй недели жизни можно уже заметить, что ребенок пытается вслушиваться в то, что ему говорят, реагирует на интонацию и на колыбельные.

С самого раннего возраста он начинает впитывать в себя информацию с внешнего мира и старается накопить ее как можно больше. С грудного вскармливания начинается развитие артикуляционной моторики и предпосылки к возникновению определенных звуков. Ребенок напрягает губы, и это значит, что вскоре, при нормальном развитии, у него появляться губные звуки такие как м, б, п и др.; глотает - и  формирует условия для возникновения заднеязычных – к, г; просто спит, а язык тем временем находиться за нижними зубами и это уже предрасполагает формированию звуков с,з и т.д.

В период до трех лет вы уже можете и сами делать какие-то выводы насчет речи вашего ребенка. Он называет определенные слоги, слова, иногда даже небольшие предложения. Речь ребенка, конечно, пока находиться на достаточно примитивном уровне, но главное, что вы его уже понимаете и можете сообразить, что он хочет и что ему не нравится. В течении первых трех лет ребенок может не называть всех предметов, не использовать все части речи и не знать правильных окончаний в словах, но это и не нужно. Более того, это пока и есть норма. Не смотрите на других детей, каждый из них индивидуален. Нельзя думать, что с вашим ребенком что-то не так, ведь его ровесник уже все знает и все говорит. Главное, чтобы речевая активность все же присутствовала в его жизни, чтобы он хотел как-то выразить свои эмоции и предпочтения. Ну, а если вы замечаете, что малыш не проявляет заинтересованности в общении, просто молчит и только показывает на предметы, которые его интересуют, то тогда и стоит задуматься о консультации со специалистами. Каждый из них специализируется в своей узкой области: речевая активность, это к логопеду, развитие мелкой та общей моторики - к кинезиотерапевту, специалисту по моторной коррекции, ну а если умение анализировать, составлять, обобщать то тут вам поможет дефектолог и коррекционный педагог. Главное понимать, что ранее развитие очень важно, и нужно использовать его в сензитивные периоды развития ребенка.

ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ЗА ДВА МЕСЯЦА? МОЖЕТ, УЖЕ ПОЗДНО? ИЛИ ЕЩЕ РАНО?

16711860_1757328784583841_3551817652738745009_nДрузья! Перепост приветствуется! Ваша активность может помочь детям, которые не могут справится сами, и мамам, которые хотят помочь, но не знают как.
На этой неделе активно общалась с мамами из разных концов постсоветского пространства, от Москвы, как говорится, "до самых до окраин", аж до Казахстана . Проблемы похожи, учителя не знают о существовании дислексии, местные специалисты не могут помочь. Учебный год заканчивается, проблемы детей не решены.Вопросы: "Что можно сделать за два месяца? Может быть сейчас уже поздно? Или еще рано?". Ответ: НАДО! НЕ ПОЗДНО! НЕ РАНО!


ДИСЛЕКСИЯ - НЕ ПРИГОВОР!


Специалист диагностировал Вашему ребенку ДИСЛЕКСИЮ?  У большинства родителей, не имеющих педагогического или медицинского образования, возникает чувство растерянности или вины.


Дислексия, что это – болезнь? Необходимо немедленно начинать лечение? Быть может это ерунда, не заслуживающая особого внимания и пройдет сама по себе с возрастом?


Вы не припоминаете одноклассника (одноклассницу), который низко пригнувшись к парте, мучительно складывал слоги в слова, а большинство потешалось на ним (ней) в эти минуты, и учитель зло говорил: "Садись! Больше читать надо! Опять не готов(а) к уроку! "
Такого ребенка не любят более успешные одноклассники, он их раздражает. Его не похвалит учитель, он утомляет его своей непонятливостью и медленным чтением. Родители тоже часто не на высоте, прикрепляют ярлык "ленивый" и кивают в унисон учителю. В школе ему плохо, он не хочет туда идти…

И никто никогда не скажет ему самого главного, не скажет о том, что он ничем не хуже сверстников, что он просто другой и у него ДИСЛЕКСИЯ.


Так может просто поделиться и рассказать ребенку о его «особом восприятии» и успокоиться на этом? Разумеется, нет!


Итак, «приговор» вынесен - это дислексия…
Только повода для расстройства и, тем более, для отчаяния нет!
Мой оптимизм по поводу дислексии не появился на пустом месте – дело в том, что метод Рональда Д.Дейвиса, позволяет успешно корректировать проблемы в чтении, письме и математике, причем, не только у детей, но и у взрослых с подобными особенностями.
Основополагающая идея метода Дейвиса заключается в том, чтобы с помощью ментальных инструментов помочь перевести выражение без образа в слово, восстановить не усвоенный на ранних этапах обучения алфавит или другую знаковую систему, сделав её понятной для дислектичного восприятия.
За 33 года существования метода Дейвиса, многие оценили его эффективность и удобство – ведь до первого видимого результата потребуются не годы, как об этом пишут и говорят, некоторые специалисты, а всего 5 дней.

Еще более приятным делает данный курс, осознание родителями того, что если все-таки дислексия и болезнь, то, как минимум болезнь гениев!

ИСТОЧНИК