Советы логопеда: разговаривайте с ребенком!

IMG_6963_1Отчетливо произносить звуки речи – невероятно сложная задача. Ведь нужно все время чувствовать язык, следить за его движениями, фиксировать положение артикуляционных органов, уметь правильно переключаться  с одного звука на другой, и при этом еще и контролировать смысл произнесенного. Звучит все сложно и даже, с первого взгляда, не выполнимо, но на самом деле так развивается речь каждого. Поэтому заниматься с ребенком нужно с раннего возраста для предотвращения возникновения проблем в общении. С самого рождения разговаривайте с ребенком, сообщайте ему обо всем, что происходит вокруг, не используйте длинных и сложных слов, все должно быть просто и понятно. Даже если ребенок, на ваш взгляд, еще слишком мал для восприятия информации, ничего страшного. Главное, чтобы он воспринимал сам процесс речи и понимал, что общаться это хорошо.

Применяйте в своей речи звукоподражания, которые ребенок лучше улавливает и усваивает среди больших и пока еще не знакомых слов. Если мы рассказываем о птицах, то не забываем упомянуть, что дятел говорит– тук-тук, сова – угу, ворона – кар и так далее. Если речь идет о корове, то здесь возникает звук му, свинья – хрю, коза - ме и др.

! При звукоподражаниях ребенок должен видеть ваши губы, это будет стимулировать его повторять движения за вами.

Со временем научите его управлять язычком: дуть в трубочку (дудочку, свисток и т.д.), показывать рыбку (беззвучно соединять губы), все это - прекрасное развлечение для 8-9-месячного ребенка.

С 3 лет ребенок уже способен выполнять специальные упражнения – артикуляционною гимнастику. Это даст возможность развить движения речевых органов и стимулировать общую речевую активность ребенка. При ее выполнении лучше всего сидеть перед зеркалом, но можно и во время прогулки, обеда, да и вообще где угодно. Это не сложно и не займет много времени.

Вот некоторые примеры

  • Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно)
  • Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик.
  • Облизать губки по кругу, стараться дотянуться до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье).
  • Облизать тарелочку, как это делает киска.
  • Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик).
  • Поиграть в слоненка: вытянуть вперед губы трубочкой, "сделать хобот"; "набирать им водичку", слегка причмокивая.
  • Перекатывать орешки: с закрытым ртом кончик языка поочередно с напряжением упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики-"орешки".
  • Поиграть в лошадку: поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой).
  • Сделать заборчик: улыбнуться с напряжением, обнажив зубы. Сделать чашечку: высунуть язык, придать ему форму чашечки.
  • Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами.
  • Почистить зубки язычком (провести язычком по верхним, потом по нижним зубкам).
  • Поиграть в паровозик: погудите, "у-у", губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик).
  • Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук "ы-ы-ы".
  • Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит как он работает, точно так же подвигайте языком: вправо-влево, в уголки рта.

Все это осуществляется в виде игры, и только вы контролируете размеры вашей фантазии. Запомните, все должно быть весело, непринужденно и тогда принесет наибольшую пользу.

 

Комментариев еще нет.

Оставить комментарий