Дискалькулия. Проблемы с математикой

 

1Сложности с написанием символов, арифметическим счетом и математикой в целом?

 

2 Неспособность производить простейшие арифметические операции, - складывать, вычитать, умножать, делить

 

3 Сложности в изучении или выражении отношений между количествами, величинами, представленными числами, цифрами или символами?

 

4При вычислении полагается на счет с помощью пальцев или штришков на бумаге вместо того, чтобы использовать числа?

5Может производить простые арифметические действия (сложение, вычитание) с помощью предметов (яблок, конфет, бананов…), в том числе и в уме, а с помощью чисел - нет?

6Знает ответ, но не может делать вычисления на бумаге?

 

7 Умеет считать, но испытывает трудности при счете предметов и операциях с деньгами?

 

8 Трудности с пониманием условий задач и их решением?

 

9Дается арифметика, но не получается алгебра?

 

 

ЕСЛИ НА ОДИН ИЛИ НЕСКОЛЬКО ВОПРОСОВ ВЫ ОТВЕТИЛИ УТВЕРДИТЕЛЬНО, ВОЗМОЖНО У ВАШЕГО РЕБЕНКА  ДИСКАЛЬКУЛИЯ. 

 

В интернет-словаре Dictionary.com дискалькулия определяется следующим образом: «Нарушение способности решать математические проблемы, вызванное, как правило, дисфункцией мозга». Дискалькулия, вероятно, распространена так же, как дислексия, однако по какой-то причине общество гораздо меньше осведомлено о ней, чем о ее гуманитарной родственнице — дислексии.

Иногда симптомы дислексии и дискалькулии могут проявляться у одного и того же человека. Другие ученики могут проявлять отличные способности к чтению и письму, но слабые навыки в математике, и наоборот. Как и дислектики, дискалькулики часто вырабатывают такие «спасительные» стратегии, как: механическая зубрежка, использование помощи других людей и, конечно, карманный калькулятор. Подобные компенсирующие стратегии призваны скрыть трудности в обучении от пытливых взоров. В целом, на трудности дискалькуликов смотрит гораздо меньше любопытных глаз, чем на дислектиков, поэтому их стратегии обычно срабатывают.

Дискалькулии нередко сопутствуют затруднения при определении времени, пользовании календарем, а также планировании собственного времени.

Дислектики и дискалькулики имеют некоторые общие перцепционные способности, одной из которых можно назвать сильно развитое невербальное мышление (с помощью картинок или ощущений). Чтобы понять и суметь решить математическую задачу, ребенок-дискалькулик должен иметь четкий мысленный образ значения каждого символа в условии задачи или примера.

Так, пример «12 x 30» может вызвать следующие виды замешательства:

  • у ученика нет мысленного образа количества, представленного как «12» или «30»;

  • у ученика присутствует мысленный образ этого количества, но он не ассоциирует их с числами 12 и 30;

  • у ученика нет мысленного образа понятия умножения;

  • у ученика есть мысленный образ умножения, но он не знает, что символ «x» обозначает именно это понятие;

  • ученик не понимает принцип разрядов, согласно которому цифра в разряде десятков обозначает количество в десять раз больше, чем цифра в разряде единиц;

  • ученик не может понять принцип равенства, по которому мы берем одно число, производим некоторые изменения с ним и приходим к другому, искомому числу.

При обучении грамоте ученики для запоминания алфавита часто разучивают «алфавитную песенку». В дальнейшей жизни дислектики становятся зависимыми от этого приема, которым они пользуются как «подпоркой» каждый раз, когда им нужно найти слово в словаре или телефонном справочнике.

Для дискалькуликов ту же функцию выполняет таблица умножения. Ее можно выучить наизусть механически, создавая впечатление знания, хотя при этом будет отсутствовать понимание того, почему эти вычисления правильны. Заученная информация скроет трудности в обучении от наблюдателя. Однако сами трудности останутся.

Все математические символы и функции уходят корнями в фундаментальные концепции, которые лежат в самом основании нашей вселенной. Мы начинаем «Программу Дейвиса по овладению математикой» с творческого процесса под названием «Овладение концепциями по системе Дейвиса», который помогает нам проработать понятия изменения, результата, причины, следствия, до, после, времени, последовательности, порядка и беспорядка. Каждое из этих понятий необходимо человеку для полного осознания природы математических истин.

После этого, серия упражнений с пластилином дает практическое понимание всех арифметических функций и символов. Ряд специально подобранных письменных упражнений закрепляет навыки и уверенность при решении примеров и задач на бумаге. В заключение, техника под названием «Овладение символами по системе Дейвиса» с использованием пластилина позволяет обеспечить полное понимание всех слов, которые могут вызвать затруднение в математических задачах.

Когда человек полностью освоит основные арифметические функции и сможет с легкостью понимать математические задачи, можно говорить, что «Программа Дейвиса по овладению математикой» достигла своей цели.

Однако обучение с применением пластилина может быть продолжено и принести пользу при овладении на практике даже такими сложными математическими процессами, как алгебра, системы счисления и тригонометрия.

 Наша работа с детьми и взрослыми, испытывающими трудности с математикой, показывает, что эти затруднения являются не результатом дисфункции мозга, как предполагает словарь Dictionary.com, а происходят из той же исключительной способности, которая может вызвать дислексию.