Дислексия. Дисграфия.
Как работает Метод Дейвиса.
До сих пор существуют проблемы диагностики и коррекции дислексии. При определении у ребенка наличия этого нарушения в лучшем случае речь идет о 10, максимум 15 симптомах. Неоднократно такой диагноз ставился детям, которые на самом деле имели синдром Аспергера) аутистический спектр, неврозы, умственную отсталость и т.д.
Диагностическое собеседование в рамках метода Дейвиса, о котором идет речь в этой статье, кроме 38 основных, выявляет еще несколько десятков второстепенных симптомов, что полностью исключает возможность ошибки.
Не вопреки, а благодаря
01
Итак, о чем думают люди, когда впервые слышат слово дислексия?
Одни - о проблемах с чтением, письмом и правописанием. Другие - о переворачивании и зеркальном изображении букв и слов, третьи - только об отстающих школьниках. Но почти все считают, что это некая форма неспособности к обучению. На самом же деле, неспособность к обучению - это всего лишь одна из граней дислексии.
Сегодня я хочу поговорить об особом подходе к этой проблеме и о положительной стороне дислексии.
02
Нередко учителя и родители находятся в абсолютном недоумении. Ребенок с дислексией может быть любознательным, иметь хорошо развитую устную речь, богатую фантазию, творческие способности или прекрасно разбираться в технике.
У одной части таких детей проявляются склонности к математике, у другой - к гуманитарным предметам, например, географии или истории. Крайне редко, но попадаются дислектики, с талантом освоения иностранных языков (правда, они изучают языки на слух, а потому одинаково безграмотны в любом из них).
03
По некоторым параметрам такие дети даже опережают своих одноклассников. Иногда это превосходство, а также заниженная самооценка не позволяют дислектику правильно строить отношения со сверстниками.
Важная задача педагогов и родителей - научиться понимать этих детей и дать им возможность проявить себя в каких-либо умениях, чтобы уверенность в себе не была окончательно разрушена.
Между прочим, известны десятки примеров дислектиков, которые достигли в жизни больших успехов. Среди них - Леонардо да Винчи, Ганс Кристиан Андерсен, Мэрилин Монро, семья Бекхэмов, Дженифер Анистон и даже Стив Джобс. Причем их гениальность состоялась не вопреки, а благодаря дислексии!
Открытие Рона Дейвиса
Рон Дэвис, сам взрослый человек с тяжелой дислексией, придумал, как «исправить» собственную дислексию, еще до того, как выдвинул какие-либо теории о том, как помочь другим. До 38 лет он всегда соглашался с официальными выводами экспертов, которые диагностировали его как умственно отсталого. Хотя его IQ составлял 160, он понимал, что никогда не сможет читать или писать без упорной борьбы, потому что с его мозгом было что-то ужасное.
Затем он заметил, что иногда его дислексия ухудшалась. Инженер по образованию, он считал, что если он сможет придумать, как ухудшить свою дислексию, то каким-то образом наткнется на ключ к ее улучшению. Его первая подсказка пришла из его работ - он понял, что, когда он был на пике своих творческих способностей, его дислексия была худшей.
Поэтому он заперся в гостиничном номере и тренировался, усиливая свою дислексию. Затем он работал над тем, чтобы сделать его лучше. Через три дня наступил момент, когда буквы на карточке гостя гостиничного номера внезапно стали для него разборчивыми. Ошеломленный тем, что все буквы были одинакового размера, а между словами были пробелы, он пошел в публичную библиотеку, взял с полки книгу «Остров сокровищ», сел и прочитал книгу от начала до конца, прежде чем библиотека в тот день закрылась.
Это не было решением проблемы дислексии, но это было начало пути. Дэвис поделился своими идеями с другими, к своему удивлению обнаружив, что большинство его друзей-художников также страдают дислексией, и методом проб и ошибок разработал надежный метод, помогающий другим преодолеть собственную дислексию. Примерно через год он открыл свою первую читальную клинику.
Теория Дейвиса о дислексии
Теория Дейвиса возникла из этого раннего подхода проб и ошибок как способ объяснить, почему методы Дейвиса работают.
Вместо того, чтобы начать с теории и использовать ее в качестве основы для разработки метода, Рон Дейвис отошел от идеи. Лучшее понимание теории устранило бы необходимость метода проб и ошибок и позволило бы разработать дополнительные инструменты и методы.
Теорию Дейвиса можно резюмировать так:
ДИСЛЕКТИКИ - ЭТО ОБРАЗНЫЕ МЫСЛИТЕЛИ. Дислексики прежде всего мыслят образами: они обычно думают с помощью воображаемых или сенсорных образов, а не используют в уме слова, предложения или внутренний диалог (разговор с самим собой). Поскольку этот метод мышления является подсознательным - быстрее, чем человек может осознать - большинство дислексиков не осознают, что именно это они делают.
Поскольку Дислектики мыслят картинками или образами, они склонны использовать глобальную логику и стратегии рассуждения, смотрят на «большую картину», чтобы понять мир вокруг себя. Они, как правило, очень эффективны в разработке стратегий, творческих начинаниях, практической деятельности и решении реальных объективных проблем, но обычно плохо разбираются в последовательном, линейном и пошаговом рассуждении, основанном на словах.
Когда вы смотрите на изображение собаки, вы не перемещаете свой взгляд от хвоста к бедрам, к ногам, к плечам, к голове, к ушам и носу, чтобы понять, что на рисунке изображена собака. Вы видите все части одновременно и делаете вывод «собака».
Если большая часть или все ваши мысли сосредоточены в картинках, вы привыкли разбираться во всем, глядя на весь объект или ситуацию сразу.
Дислектики, которые в основном мыслят образами, обычно развивают очень сильное воображение и используют для решения проблем визуальное или чувственное мышление, а не вербальное.
Если они сначала сбиты с толку (или заинтригованы), они мысленно перевернут объект, чтобы посмотреть на него с разных точек зрения или под разными углами. Благодаря этому мыслительному процессу они развивают множество уникальных способностей и талантов.
Путаница вызывает дезориентацию
Эта способность также может быть основой проблемы. Будучи дезориентированным, человек воспринимает собственное мышление как реальность. Большинство людей испытывают состояние дезориентации, когда смотрят на оптическую иллюзию или подвергаются вводящим в заблуждение сенсорным стимулам, например, создаваемым аттракционами виртуальной реальности. Но дислектики теряют ориентацию в повседневной жизни; это их естественная реакция ума на любую сенсорную информацию, сбивающую с толку, а также на творческое решение проблем.
Дислектики, как правило, испытывают трудности с нереальными и символическими объектами, такими как буквы и цифры. Пытаясь понять символы так же, как автомобильный двигатель или инженерную схему, они могут дезориентироваться. Это приводит к знакомым симптомам замен, пропусков, перестановок или транспозиций во время чтения или написания букв и слов. Дезориентация не ограничивается визуальным восприятием; многие дислексики обычно путают или искажают слова или последовательность слов в предложениях. Их ощущение времени может показаться искаженным, а координация движений может оказаться замедленной или неуклюжей.
Старые решения мешают прогрессу
Повторяющиеся ошибки, возникающие вследствие неправильного восприятия из-за дезориентации, неизбежно приводят к эмоциональным реакциям, разочарованию и потере самооценки. Стремясь решить эту дилемму, каждый дислектик начнет развивать набор механизмов преодоления трудностей и компульсивного поведения, позволяющий обойти эти проблемы. Рон Дейвис называет их «старыми решениями». Механическое запоминание, пение с алфавитом, заставлять мать делать домашнее задание, разыгрывание, неразборчивый почерк, чтобы скрыть плохую орфографию, искусный обман и избегание любых задач, связанных со школой или чтением, - вот некоторые примеры. Они могут начать развиваться уже в возрасте шести или семи лет. У взрослого дислексика будет целый репертуар такого поведения. Теперь у нас есть полный спектр симптомов, характеристик и поведения, обычно связанных с дислексией.
Важнейшим аспектом теории Дейвиса в решении дислексии является наблюдение, что, когда звуковому символу - слову - не хватает ментального образа и значения для дислексика, результатом становятся дезориентация и ошибки. Когда мы показываем дислексику, как выключить дезориентацию в тот момент, когда она возникает, а затем помогаем найти и овладеть стимулами, вызвавшими дезориентацию, проблемы с чтением, письмом и правописанием начинают исчезать. То же самое касается и «старых решений».
Дислексия и сопутствующие нарушения
Дискалькулия и СДВГ
С точки зрения Рональда Д. Дейвиса, помимо дисграфии, дислексия может способствовать появлению и многих других нарушений. Сюда относятся дискалькулия (неспособность к освоению математики), СДВГ и СДВ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью и без нее).
Для многих специалистов новым в теории Дейвиса стал взгляд на синдром дефицита внимания, который, по его мнению, также поддается коррекции.
Многолетние наблюдения последователей метода Р.Дейвиса подтвердили, что человек с дискалькулией может овладеть математикой, предварительно изучив такие основные понятия, как время, последовательность, порядок, причина, следствие.
Не мешает также знать, что математика и музыка изучаются по одинаковой схеме: время, последовательность, порядок. Ни у кого не вызывает удивления, что многие математики являются прекрасными музыкантами. Однако не всем известно, что даже при наличии хорошего, а иногда абсолютного слуха ребенок с дислексией с трудом осваивает нотную грамоту, существует даже такой термин, как музыкальная дислексия.
Постоянный спутник детей с дислексией - дезориентация. Именно по этой причине у большинства таких детей плохо развито чувство времени и они испытывают серьезные трудности в его определении по часам, как со стрелками, так и по электронным.
Каждый из нас сталкивался с ситуацией, когда во время ожидания время тянется невыносимо медленно, и наоборот, в состоянии возбуждения оно летит. Восприятие времени дислектиком претерпевает куда более значительные искажения, если какой-то символ вводит такого человека в состояние дезориентации.
С нарушенными ощущениями времени непосредственно связаны и причины дискалькулии.
Контроль за ориєнтацией
Поскольку у детей-дислектиков преобладает визуальное мышление, то они воспринимают окружающий мир в быстро меняющихся трехмерных картинках, и поэтому умение концентрировать свое внимание у них сводится к минимуму.
Когда дислектики идут в школу, плоскостное изображение букв и цифр их дезориентирует, они теряют контроль в обучении и начинают отставать от сверстников.
Р.Д. Дейвис разработал для дислектиков рекомендации по контролю за ориентацией, которые учат таких детей сознательному устранению или выключению дезориентации.
Эта методика позволяет человеку войти в состояние ориентации и вместо искаженного, многократного восприятия получать точное ощущение действительности, в частности, видеть слова текста.
Оволодіння символами
Орфография - это лишь компонент, определяющий видимую часть слова. Осваивая ту часть метода Дейвиса, которая называется освоение символов, дети изучают все три компонента символов. В итоге они могут уверенно распознать слова по написанию (в тексте), по звучанию (воспринимать их на слух) и, как следствие, понять их смысл. Мозг ребенка при этом образует новые нейронные связи.
После того как дети освоят символы, сознательный контроль за дезориентацией им уже не понадобится.
Три части
слова
Чтобы лучше понять природу дислексии, мы должны взглянуть на знание языка как на зеркало умственного процесса.
Любой язык состоит из символов, а символы состоят из трех частей:
-
как символ звучит
-
что символ означает
-
как символ выглядит
Методы коррекции
Метод Рональда Д.Дейвиса - это коррекция дисграфии, дислексии, дискалькулии и СДВ с помощью прохождения процесса, который дает ученикам приобрести ментальные инструменты и последующую возможность самостоятельно определять состояние дезориентации.
И напоследок
Ребенок с дислексией имеет какую-то уникальную особенность. Он не знает, как ее использовать, но он не может ее выбросить или потерять.
Проходя 5-дневный курс коррекции дислексии по методу Дейвиса (30 часов, 6 часов в день интенсивных индивидуальных занятий), такой ребенок учится, как с этим даром жить и как его правильно применять.
Метод Рональда Д. Дейвиса работает в Европе и США уже более 40 лет. В 1982 году Рональд Д. Дейвис основал Центр по исследованию проблем чтения при Центре коррекции дислексии в Бурлингейме, штат Калифорния. В 1995 г. он организовал Международную Ассоциацию коррекции дислексии, которая с тех пор проводит регулярные семинары по обучению для медиков и работников системы образования по всему миру.
Если вы еще не читали книгу Рональда Д. Дейвиса «Дар дислексии», тогда самое время сделать это сейчас. Этот бестселлер переведен на 35 языков мира.
Діагностична співбесіда проявів проблем навчання. Висновок і рекоменда...
2 часа
198 евро