Недавно была переиздана широко известная книга американского психолога Джин Айрес, положившей начало методу – “РЕБЕНОК И СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ”.
В предисловии к книге даны основные отправные точки в мире сенсорной интеграции, помогающие нам сориентироваться в целях и возможностях метода.
Автор дает превосходный обзор процессов сенсорной интеграции‚ которые непрерывно протекают В ЦНС, а также анализирует, каким образом нарушения обработки и интеграции сенсорных сигналов влияют на такие важнейшие сферы жизни ребенка, как эмоции, игра, социальное взаимодействие, регуляция поведения, обучение и освоение двигательных навыков.
Это позволит расширить представление о проблемах школьной успеваемости, о процессе освоения письма, чтения и счета, 0 двигательной неловкости и неуклюжести некоторых детей и, частично, о страхах и неуверенности в себе, а также о многом другом.
Дети с нарушениями сенсорной интеграции и их родители получили в лице Э. Дж. Айрес прекрасного адвоката, который поможет им доказать, что проблемы в школе, общении со сверстниками и поведенческие трудности — не результат плохого воспитания или лени ребенка, а реальная проблема, требующая пристального внимания и планомерных занятий.
Знакомство с методом сенсорной интеграции поможет и детским неврологам увидеть иные перспективы помощи детям с проблемами сенсорной интеграции, кроме назначения лекарственных препаратов. Совершенно естественно, что родители ребенка, имеющего достаточно выраженные проблемы, особенно такие, которые мешают учиться, будут искать помощи специалиста. Естественно и то, что одним из первых специалистов на их пути может оказаться невролог. К сожалению, чаще всего такой ребенок в результате обычного неврологического обследования получит стандартные назначения витаминов, ноотропных препаратов и «препаратов, улучшающих мозговое кровообращение».
Э. Дж. Айрес убедительно доказывает, что ребенок с нарушениями сенсорной интеграции нуждается в целенаправленном развитии обработки и интеграции сенсорных сигналов, терапия должна быть специфической для каждого вида нарушений, а «традиционные» медикаменты, возможно, сгладят на время остроту проблем, но не научат мозг ребенка сенсорной интеграции. Кроме этого, под словом «терапия» подразумевается отнюдь не назначение препаратов, а строго дозированная и четко простроенная специфическая тренировка нарушенных функций в специально организованной терапевтической среде.
Где можно найти помощь специалистов, подобных Э. Дж. Айрес, для ребенка с нарушениями сенсорной интеграции? В западных странах эта специальность называется эрготерапия, эрготерапевтов готовят на специальных факультетах в университетах, начиная с первого курса. К сожалению, у нас эта специальность до сих пор не получила офи- циального статуса. Таких специалистов в украинских вузах не готовят. Хотя в последнее время, в связи в популярностью метода, ввиду его относительной простоты, к услугам специалистов стали предлагать всевозможные курсы, где выдают специальный сертификат. Конечно, такие специалисты должны, прежде всего, иметь базовую подготовку и хорошо понимать основные принципы метода. Ближе всего к подходу автора, пожалуй, нейропсихологи и некоторые физические терапевты.
Необходимо еще раз предостеречь родителей, которые ищут помощи для своего ребенка, и специалистов, которые хотели бы заниматься этой областью терапии: сенсорная интеграция — это сложная теоретическая и практическая область, и чтобы заниматься ею профессионально, недостаточно просто пролистать книгу!
Если вы увидели объявление о том, что где-то ведет прием специалист в области сенсорной интеграции, расспросите такого специалиста об уровне его подготовки, прежде чем доверять ему своего ребенка! Возможно, ваши собственные попытки помочь ребенку будут более безопасными и действенными, чем помощь псевдопрофессионала.
Джин Айрес все время призывает не забывать о важной особенности нарушений сенсорной интеграции: их нельзя перерасти. Значит, у всех нас нет времени, чтобы потихоньку и не спеша начать раздумывать о «возможном оказании помощи таким детям в будущем».
Мне хотелось бы остановиться еще на одном моменте: сенсорная интеграция нужна всем детям. Не важно, говорим ли мы об «обычном» ребенке или ребенке, отстающим в учебе, с церебральным параличом или синдромом Дауна, с нарушениями зрения или слуха. Абсолютно всем детям нужны сенсорный опыт, адекватная способность обрабаты- вать и интегрировать различные виды сенсорной информации, формирование адаптивных ответов. Э. Дж. Айрес указывает нам, что есть путь, который может помочь всем этим детям, — развитие игровых навыков. Автор советует присмотреться к поведению детей на детской площадке или в спортивном зале, наполненном оборудованием для тренировки сенсорной интеграции.
Ребенок сам интуитивно выбирает те виды сенсорной стимуляции, которые нужны для развития именно ему.
Мы, взрослые, должны лишь дать ему возможность изучать потенциал собственного тела, формировать адаптивные ответы и, главное, найти для этого время и место. Автор призывает нас внимательно отнестись к потребности ребенка к игре и не заменять ее ранним обучением, компьютером и телевизором. Сначала ребенок должен все попробовать, потрогать, потрепать, поэкспериментировать со всеми предметами, которые его окружают, подвигаться в пространстве, проползти, подлезть или залезть на все, что манит, — только так он приобретет опыт, необходимый для развития. Последнее время мы все чаще и чаще пытаемся сравнить жизнь детей поколения шестидесятых-семидесятых годов и жизнь нынешних малышей. Многие ли из сегодняшних дошкольников смогут придумать, как сделать все оборудование магазина из подручных средств и «доста- вить» туда продукты из песка, глины, листьев, палочек и прочего мусора и грязи, сколько мальчишек в три года сумеют придумать, как приладить ложку к грузовику, чтобы получилась снегоуборочная машина? Сколько малышей смогут все это до того, как родители купят им блестящие пластмассовые игрушки, в которых за них всё уже сделали, — и игрушечные пакетики, и весы для магазина, и все виды уборочной и прочей техники?
Как было сказано выше, сенсорная интеграция нужна всем детям. Конечно, ребенку с нарушениями развития нужна будет дополнительная помощь специалистов, чтобы дать ему необходимый сенсорный опыт, помочь «изучить» окружающую среду, схему тела, понять, как он может двигаться в пространстве.
В коррекционном центре “Примавера” одним из первых в Украине был оборудован зал сенсорной интеграции по Дж. Айрес.
Comentarios